Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру ликвидации юридических лиц, являются:
Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
В зависимости от органа, инициирующего процедуру ликвидации, можно выделить два вида ликвидации
Рассмотрим основной алгоритм действий в процедуре добровольной ликвидации юридического лица:
1) принятие собственником, участником(ами) (иным уполномоченным органом) юридического лица решения о ликвидации последнего и назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии);
2) передача ликвидатору должностными лицами, собственником, участником(ами) (иным уполномоченным органом) документов хозяйственной деятельности, сведений бухгалтерского учета ликвидируемого юридического лица;
3) уведомление ликвидатором регистрирующего органа, а также кредиторов ликвидируемого юридического лица о ликвидации последнего.
Законодательством установлен срок, в течение которого ликвидатор обязан уведомить регистрирующий орган: 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации. Срок уведомления кредиторов ликвидируемого юридического лица законодательством не установлен, однако, учитывая установленные законодательством или решением о ликвидации сроки для приема требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, целесообразно уведомить кредиторов в разумный срок с учетом возможности для кредитора заявить свои требования. Уведомление кредиторов о ликвидации должно быть осуществлено в письменной форме;
4) уведомление регистрирующим органом государственных органов по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (налоговые, таможенные, органы фонда социальной защиты населения, Белгосстрах, территориальный архив), Министерство юстиции о принятии решения о ликвидации, а также передача сведений в учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» для опубликования объявления о ликвидации на официальном сайте последних в сети Интернет. Срок: не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия документов о ликвидации;
5) составление и подача отчетности ликвидируемого юридического лица.
Законодательством установлены отличные сроки и отчетный период подачи отчетности в налоговые органы, органы фонда социальной защиты населения, Белгосстрах, при принятии решения о ликвидации. Ликвидатором также подаются очередная квартальная/годовая отчетность;
6) проведение инвентаризации, выявление активов ликвидируемого юридического лица;
7) прекращение трудовых отношений с работниками ликвидируемого юридического лица в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Республики Беларусь;
8) прием требований кредиторов и иных заинтересованных лиц.
Законодательством установлен минимальный срок для приема требований кредиторов: в течение двух месяцев с момента опубликования сведений о ликвидации на официальном сайте учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси»;
9) проведение проверок деятельности ликвидируемого юридического лица государственными органами (налоговыми, таможенными, органами фонда социальной защиты населения, Белгосстрах);
Законодательством предусмотрена возможность ликвидируемого юридического лица для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг. В таком случае проверки ИМНС, Белгосстрахом, таможней не проводятся;
10) реализация имеющихся и выявленных активов ликвидируемого юридического лица, взыскание дебиторской задолженности;
11) составление и представление для утверждения собственнику, участнику(ам) (иному уполномоченному органу) промежуточного ликвидационного баланса;
12) принятие решения собственником, участником(ами) (иным уполномоченным органом) решения о нецелесообразности мер досудебного оздоровления, а также о подаче заявления о банкротстве;
13) подача ликвидатором заявления об экономической несостоятельности (банкротстве)ликвидируемого юридического лица;
14) возбуждение производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), открытие конкурсного производства в отношении ликвидируемого юридического лица и ликвидацияпоследнего в упрощённом порядке, предусмотренном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
12) проведение расчетов с кредиторами;
13) передача оставшихся после удовлетворения требований кредиторов активов собственнику, участнику(ам) (иному уполномоченному органу);
14) составление окончательного ликвидационного баланса;
15) представление в регистрирующий органнеобходимых для завершения процедуры ликвидации документов (ликвидационный баланс, оригинал свидетельства о государственной регистрации ликвидируемого юридического лица и на практике также документ, подтверждающий передачу документов ликвидируемого юридического лица, в том числе по личному составу, в территориальный архив);
16) принятие регистрирующим органом решения об исключении ликвидируемого юридического лица из единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и передача таких сведений в Министерство юстиции для внесения записи в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, ликвидация представляет собой комплексный институт, и отношения, возникающие в процессе ликвидации, не регулируются какой-либо одной отраслью права. При осуществлении ликвидации необходимо хорошо ориентироваться в нормах гражданского, трудового, финансового права, обладать знаниями бухгалтерского учета и налогообложения. Назначив в качестве ликвидатора команду профессионалов Альтюрком, Вы обеспечите себе оперативное и качественное закрытие бизнеса.
«У вас сейчас будет много работы» – эту фразу мы слышим каждый день по несколько раз вот уже последние две…
17 февраля 2010 года было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью – Правовая компания “АльтЮрКом”. АльтЮрКом – это Альтернативная юридическая…