Ликвидация. Банкротство. Юридические услуги. Работаем с 2009 года
г. Минск
ул. Казинца, 11а - Б813 (БЦ Гермес)
ПН-ПТ
9:00 - 18:00
+ 375 29 66 77 582

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру ликвидации юридических лиц, являются:

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»;

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В зависимости от органа, инициирующего процедуру ликвидации, можно выделить два вида ликвидации

добровольная ликвидация принудительная ликвидация
по решению собственника, участников, акционеров или иного уполномоченного органа юридического лица по решению
суда
по решению регистрирующего органа

Рассмотрим основной алгоритм действий в процедуре добровольной ликвидации юридического лица:

1) принятие собственником, участником(ами) (иным уполномоченным органом) юридического лица решения о ликвидации последнего и назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии);

2) передача ликвидатору должностными лицами, собственником, участником(ами) (иным уполномоченным органом) документов хозяйственной деятельности, сведений бухгалтерского учета ликвидируемого юридического лица;

3) уведомление ликвидатором регистрирующего органа, а также кредиторов ликвидируемого юридического лица о ликвидации последнего.

Законодательством установлен срок, в течение которого ликвидатор обязан уведомить регистрирующий орган: 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации. Срок уведомления кредиторов ликвидируемого юридического лица законодательством не установлен, однако, учитывая установленные законодательством или решением о ликвидации сроки для приема требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, целесообразно уведомить кредиторов в разумный срок с учетом возможности для кредитора заявить свои требования. Уведомление кредиторов о ликвидации должно быть осуществлено в письменной форме;

4) уведомление регистрирующим органом государственных органов по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (налоговые, таможенные, органы фонда социальной защиты населения, Белгосстрах, территориальный архив), Министерство юстиции о принятии решения о ликвидации, а также передача сведений в учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» для опубликования объявления о ликвидации на официальном сайте последних в сети Интернет. Срок: не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия документов о ликвидации;

5) составление и подача отчетности ликвидируемого юридического лица.

Законодательством установлены отличные сроки и отчетный период подачи отчетности в налоговые органы, органы фонда социальной защиты населения, Белгосстрах, при принятии решения о ликвидации. Ликвидатором также подаются очередная квартальная/годовая отчетность;

6) проведение инвентаризации, выявление активов ликвидируемого юридического лица;

7) прекращение трудовых отношений с работниками ликвидируемого юридического лица в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Республики Беларусь;

8) прием требований кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Законодательством установлен минимальный срок для приема требований кредиторов: в течение двух месяцев с момента опубликования сведений о ликвидации на официальном сайте учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси»;

9) проведение проверок деятельности ликвидируемого юридического лица государственными органами (налоговыми, таможенными, органами фонда социальной защиты населения, Белгосстрах);

Законодательством предусмотрена возможность ликвидируемого юридического лица для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг. В таком случае проверки ИМНС, Белгосстрахом, таможней не проводятся;

10) реализация имеющихся и выявленных активов ликвидируемого юридического лица, взыскание дебиторской задолженности;

11) составление и представление для утверждения собственнику, участнику(ам) (иному уполномоченному органу) промежуточного ликвидационного баланса;

если промежуточным ликвидационным балансом установлено, что активов ликвидируемого юридического лица недостаточно, для удовлетворения требований кредиторов:

 

12) принятие решения собственником, участником(ами) (иным уполномоченным органом) решения о нецелесообразности мер досудебного оздоровления, а также о подаче заявления о банкротстве;

 

13) подача ликвидатором заявления об экономической несостоятельности (банкротстве)ликвидируемого юридического лица;

 

14) возбуждение производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), открытие конкурсного производства в отношении ликвидируемого юридического лица и ликвидацияпоследнего в упрощённом порядке, предусмотренном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

если промежуточным ликвидационным балансом установлено, что активов ликвидируемого юридического лица достаточно, для удовлетворения требований кредиторов:

 

12) проведение расчетов с кредиторами;

 

13) передача оставшихся после удовлетворения требований кредиторов активов собственнику, участнику(ам) (иному уполномоченному органу);

 

14) составление окончательного ликвидационного баланса;

 

15) представление в регистрирующий органнеобходимых для завершения процедуры ликвидации документов (ликвидационный баланс, оригинал свидетельства о государственной регистрации ликвидируемого юридического лица и на практике также документ, подтверждающий передачу документов ликвидируемого юридического лица, в том числе по личному составу, в территориальный архив);

 

16) принятие регистрирующим органом решения об исключении ликвидируемого юридического лица из единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и передача таких сведений в Министерство юстиции для внесения записи в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, ликвидация представляет собой комплексный институт, и отношения, возникающие в процессе ликвидации, не регулируются какой-либо одной отраслью права. При осуществлении ликвидации необходимо хорошо ориентироваться в нормах гражданского, трудового, финансового права, обладать знаниями бухгалтерского учета и налогообложения. Назначив в качестве ликвидатора команду профессионалов Альтюрком, Вы обеспечите себе оперативное и качественное закрытие бизнеса.

Другие статьи
Антикризисные меры в помощь бизнесу

«У вас сейчас будет много работы» – эту фразу мы слышим каждый день по несколько раз вот уже последние две…

подробнее
Нам 10 лет!

  17 февраля 2010 года было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью – Правовая компания “АльтЮрКом”. АльтЮрКом – это Альтернативная юридическая…

подробнее